Search
Search

КАФЕДРА СУРДОЛОГИИ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ
Доктор медицинских наук, профессор
ТАВАРТКИЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ АБЕЛОВИЧ

ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНОЙ ЧАСТЬЮ
Кандидат медицинских наук, доцент
МАРКОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Контакты

Адрес: г. Москва, Ленинский проспект, д. 123, РНКЦ АиС
Телефоны: +7 (499) 749-61-03, +7 (916) 626-82-67
Е-mail: kafedra@audiology.ru, mmarkova2012@yandex.ru

Профессорско-преподавательский состав

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
ТАВАРТКИЛАДЗЕ Георгий Абелович доктор медицинских наук профессор заведующий кафедрой
Основатель и руководитель кафедры. Президент Международной академии оториноларингологии, хирургии головы и шеи, генеральный секретарь Международного общества аудиологов, президент Российского общества аудиологов, директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухопротезирования ФМБА России.
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ПП отоларингология -1997 г., ПП сурдология-оториноларингология – 1997 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 г., ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1975 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1975 г., сурдология- оториноларингология – с 1987 г.
МАРКОВА Татьяна Геннадьевна доктор медицинских наук профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): ПП генетика – 2008 г., ОУ сурдология–оториноларингология – 2015 г., ОУ оториноларингология – 2008 г.
Общий стаж работы: с 1991 г.
Стаж работы по специальности: генетика – с 1994 г., оториноларингология – с 1999 г., сурдодогия-оториноларингология – с 2010 г.
МИЛЕШИНА Нейля Адельшиновна доктор медицинских наук профессор профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, отохирургия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ОУ оториноларингология – 2015 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 год, ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1991 г.
Стаж работы по специальности: сурдология-оториноларингология – с 2000 г., оториноларингология – с 1993 г.
ФЕДОСЕЕВ Владимир Игоревич доктор медицинских наук старший научный сотрудник профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, отохирургия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ОУ оториноларингология – 2014 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 г., ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1976 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1976 г., сурдология-оториноларингология – с 2002 г.
ЯСИНСКАЯ Алла Александровна кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ПП сурдология-оториноларингология 2007 г., ОУ оториноларингология 2017 г.
Общий стаж работы: с 2004 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1990 г., сурдология-оториноларингология – с 2000 г.
БАХШИНЯН Виген Владимирович кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): ПП сурдология-оториноларингология 2010г., ОУ оториноларингология 2013 г.
Общий стаж работы: с 1998 г.
Стаж работы по специальности: сурдология-оториноларингология – с 2002 г.
ЦЫГАНКОВА Евгения Ростиславовна кандидат медицинских наук доцент доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология, отоневрология
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: сурдология-оториноларингология 2010 г., ОУ сурдология-оториноларингология 2015 г., ОУ оториноларингология 2015 г.
Общий стаж работы: с 1985 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1985 г., сурдология-оториноларингология – с 1992 г.
МАРКОВА Мария Владимировна кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: сурдология-оториноларингология 2010 г.
Общий стаж работы: с 2004 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 2004 г., сурдология-оториноларингология – с 2010 г.

История кафедры

Кафедра основана в 2002 году в виде курса сурдологии в составе кафедры оториноларингологии РМАПО и была преобразована в 2005 году в самостоятельную кафедру.

За последние 5 лет опубликовано более 180 работ, 5 монографий, главы в национальных руководствах. Подготовлены 3 доктора и 14 кандидатов медицинских наук.

Научная работа

Основные научные направления кафедры – разработка новых методов диагностики и лечения больных с нарушениями слуха и глухотой, изучение механизмов первичного слухового восприятия, разработка системы универсального аудиологического скрининга, новых методов имплантационного слухопротезирования, изучение генетических механизмов врожденной тугоухости.

К наиболее значимым результатам относятся разработка и внедрение системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности, внедрение в стране метода многоканальной кохлеарной имплантации, разработка и внедрение эпидемиологических методов в сурдологическую практику.

Рекомендуемая литература для использования в учебном процессе

  1. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. – М.: Медицина, 2013.
  2. Таварткиладзе Г.А. Избранные лекции по клинической аудиологии (часть I): – М.: РМАПО, 2011.
  3. Таварткиладзе Г.А. Избранные лекции по клинической аудиологии (часть II): – М.: РМАПО, 2011.
  4. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК пресс, 2003.
  5. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г. Клиническая аудиология/ Учебное пособие. – М., 2003.
  6. Таварткиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация/ Учебное пособие. – М., 2000.
  7. Таварткиладзе Г.А., Фроленков Г.И., Белянцева И.А., Миронова Э.В. и др. Показания к имплантационному слухопротезированию/ Методические рекомендации. – М., 1995.
  8. Кочкин Р.В. Импедансная аудиометрия. – М.: Медицина, 2006.
  9. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г., Цыганкова Е.Р., Дайхес Н.А., Яблонский С.В., Пашков А.В. Раннее выявление и коррекция нарушений слуха у детей первых лет жизни/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2009.
  10. Таварткиладзе Г.А., Маркова Т.Г., Цыганкова Е.Р., Милешина Н.А., Мосина В.В. Диагностика наследственной патологии в практике врача сурдолога/ Учебно-методическое пособие. – М.: РМАПО, 2009.
  11. Милешина Н.А., Курбатова Е.В. Диагностика и лечение холестеатомы наружного и среднего уха у детей/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2011.
  12. Милешина Н.А., Курбатова Е.В. Диагностика и лечение экссудативного среднего отита у детей/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2011.
  13. Дайхес Н.А., Таварткиладзе Г.А., Яблонский  С.В., Ясинская А.А. и др. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. – М.: 2008.
  14. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  15. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст/ Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2002.
  16. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. – С.-Пб.: Каро, 2008.
  17. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом// Дефектология. – №2. – 2004. – с. 21-27.
  18. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению/ Пособие для сурдопедагогов и логопедов, преподавателей и аспирантов кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики Университетов и ВУЗов. – М.: Полиграф сервис, 2004.
  19. Оториноларингология: национальное руководство/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2008.
  20. Оториноларингология: национальное руководство, краткое издание/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2012.
  21. Бабияк В.И., Накатис Я.А. Клиническая оториноларингология/ Руководство для врачей. – С.-Пб.: Гиппократ, 2005.
  22. Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 1. – М.: Медицина, 2005.
  23. Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 2. – М.: Медицина, 2005.
  24. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 1. – Томск, 2004.
  25. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 2. – Томск, 2004.
  26. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 3. – Томск, 2004.
  27. Фонлантен А., Арндт Х. Слуховые аппараты. – Ростов н/Д.: 2009.
  28. Лопатин А.С. Ринит/ Руководство для врачей. – М.: Литтерра, 2010.
  29. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология/ учебник/ 2-е изд., перераб. и доп. 2012.
  30. Пальчун В.Т., Магомедов В.В., Лучихин Л.А. Оториноларингология/ учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2013.
  31. Лопотко А.И., Приходько Е.А., Мельник А.М. Шум в ушах.  – С.-Пб.:, 2006.
  32. Стратиева О.В. Клиническая анатомия уха/ Учебное пособие. – С.-Пб., 2004.
  33. Пискунов Г.З. Лекарственные препараты в ЛОР-практике. – М., 2005.
  34. Лайко А.А., Заболотный Д.И., Лайко В.А. Рецидивирующий средний отит.  – Киев: Логос, 2001.
  35. Говорун М.И., Гофман В.Р.,  Парфенов В.Е. Кохлеопатии. – С.-Пб., 2003.
  36. Погосов В.С. Атлас оперативной оториноларингологии – М., 2003.
  37. Профессиональные болезни верхних дыхательных путей и уха/ Под ред. В.И.Бабияка, Я.А. Накатиса. – С.-Пб.: Гиппократ, 2012.
  38. Практическое руководство по сурдологии/ Под ред. А.И.Лопотко. – С.-Пб.: Диалог, 2008.
  39. Алексеенко С.И., Янов Ю.К., Баиров В.Г., Цурикова Г.П. Химические ожоги пищевода у детей. – С.-Пб., 2012.
  40. Рябова М.А., Немых О.В. Хронический ларингит: принципы патогенетического лечения. – С.-Пб., 2010.
  41. Блоцкий А.А., Карпищенко С.А. Поражения ЛОР-органов при специфических заболеваниях/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2012.
  42. Лавренова Г.В., Никитин К.А. и др. Заболевания наружного уха. С.-Пб., 2012
  43. Блоцкий А.А., Плужников М.С., Карпищенко С.А. Клиническая анатомия ЛОР-органов/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2007.
  44. Ильин С.Н., Ноздреватых О.В. Компьютерная томография в диагностике заболеваний височных костей/ Руководство для врачей. – С.-Пб., 2010.
  45. Консервативные и хирургические методы в ринологии. Под ред. М.С. Плужникова. – С.-Пб., 2012.
  46. Плужников М.С., Лавренова Г.В. и др. Хронический тонзиллит: клиника и иммунологические аспекты/ 2-е изд. – С.-Пб., 2010
  47. Блоцкий А.А., Карпищенко С.А. Неотложные состояния в оториноларингологии/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2009.
  48. Плужников М.С., Блоцкий А.А. и др. Рентгенодиагностика в оториноларингологии/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2009.
  49. Игнатова И.А., Смирнова С.В., Манчук В.Т. Аллергическая риносинусопатия (истинного и псевдоаллергического генеза). – С.-Пб., 2007
  50. Gelfand S. Essentials of Audiology/ 3rd edition. – Thieme, 2009.
  51. Robinette M.S., Glattke Th.J. Otoacoustic Emissions: Clinical Applications/ Ed. 3rd edition. – Thieme, 2007.
  52. Rosser R.J., Valente M., Hosford-Dunn H. Audiology: Diagnosis/ Ed. 2nd edition. – Thieme, 2007.
  53. Burkard R.F., Don M., Eggermont J.J. Auditory Evoked Potentials: Basic Principles and Clinical Application/ Lippincott Williams & Wilkins, 2007.
  54. Clark G.M. Cochlear Implants. Fundamentals and Applications/ Springer Verlag, Inc, 2003.
  55. Niparko J.K. Cochlear Implants: Principles and Practices/ Ed. 2nd edition. – Wolters Kluwer, Lippincott Williams & Wilkins, 2009.
  56. Valente M., Hosford-Dunn H., Rosser R. Audiology: Treatment/ Ed. 2nd editions. – Thieme. 2007.
  57. Hall J.W. New Handbook of Clinical Audiology/ 6th Ed. – Lippincott Williams & Wilkins, 2009

Клиническая база

Создание кафедры на базе Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования позволило обеспечить высокий уровень преподавания дисциплины за счет привлечения высококвалифицированных специалистов к работе на кафедре и возможности не только знакомить врачей-сурдологов с основами аудиологии, но и демонстрировать внедрение новых разработок в диагностике и лечении больных с различными формами тугоухости и глухоты.

Календарный план циклов

 

 

     №

    п/п

 

Наименование реализуемой программы,

контингент слушателей

Вид обучения

(ПК, ПП)

Форма обучения

(очная, выездная, прерывистая,

дистанционная)

Даты

проведения

цикла

1 2 3 4
1. «Сурдология-оториноларингология»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-невролог, врач-генетик, врач-педиатр, врач по гигиене детей и подростков, врач-гериатр, врач-профпатолог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейная медицина), врач-офтальмолог, врач-челюстно-лицевой хирург, врач-функциональный диагност, логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог

ПК, ОЧНАЯ
 с применением дот144 часа
07.03.22 – 04.04.22
2. «Реабилитация больных с тугоухостью и глухотой методом кохлеарной имплантации»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог

ПК, ДИстанционная

18 часов

09.03.22 – 11.03.22
3. «Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-педиатр, врач-неонатолог, врач-акушер-гинеколог, врач-невролог, врач общей врачебной практики (семейная медицина)

ПК, ДИстанционная

18 часов

09.03.22 – 11.03.22
 

 

 
4. «Наследственные нарушения слуха»
врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-генетик, врач-педиатр, врач-невролог, врач-неонатолог, врач-офтальмолог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейная медицина)
ПК, ДИстанционная

18 часов

09.03.22 – 11.03.22
5. «Регистрация слуховых вызванных потенциалов»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-функциональный диагност, врач-оториноларинголог, врач-невролог

ПК, ОЧНАЯ

36 часов

 

18.04.22 – 23.04.22
6. «Актуальные вопросы аудиологии и слухопротезирования»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-невролог, врач-генетик, врач-педиатр, врач по гигиене детей и подростков, врач-гериатр, врач-профпатолог, врач-терапевт, врач по общей врачебной практике (семейная медицина), врач-офтальмолог, врач-челюстно-лицевой хирург, врач-функциональный диагност, логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог

ПК, ОЧНАЯ

с применением дот

72 часа

16.05.22 – 28.05.22
7. Первичная переподготовка

«Сурдология-оториноларингология»

врачи-оториноларингологи

ПП, ОЧНАЯ

576 часов

 

05.09.22 –24.12.22
8. «Сурдология-оториноларингология»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-невролог, врач-генетик, врач-педиатр, врач по гигиене детей и подростков, врач-гериатр, врач-профпатолог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейная медицина), врач-офтальмолог, врач-челюстно-лицевой хирург, врач-функциональный диагност, логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог

ПК, ОЧНАЯ
 с применением дот144 часа
12.09.22 – 08.10.22
9. «Скрининг нарушений слуха»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-педиатр, врач-неонатолог, врач-акушер-гинеколог, врач-невролог, врач общей врачебной практики (семейная медицина)

ПК, ОЧНАЯ
 с применением дот72 часа
12.09.22 – 24.09.22
10. «Наследственные нарушения слуха»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, врач-генетик, врач-педиатр, врач-невролог, врач-неонатолог, врач-офтальмолог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейная медицина)

ПК, ДИстанционная

18 часов

   20.09.22 – 22.09.22
11. «Слухопротезирование»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог , логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог ПК, Очная с применением ДОТ
ПК, ОЧНАЯ

36 часов

24.10.22 – 29.10.22
12. «Реабилитация больных с тугоухостью и глухотой методом кохлеарной имплантации»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, логопед, дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог, нейропсихолог, медицинский (клинический) психолог

ПК, ОЧНАЯ

с применением дот

72 часа

07.11.22–19.11.22
13. «Регистрация слуховых вызванных потенциалов»

врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-функциональный диагност, врач-оториноларинголог, врач-невролог

ПК, ОЧНАЯ

18 часов

05.12.22 – 07.12.22